3 января 2024 года, 12 часов дня, Шевченковский районный суд города Киева. В коридоре уже собралось с десяток журналистов и несколько свободных слушателей. Они первыми услышат приговор мужчине, которого следователи назвали главным палачом незаконной тюрьмы «Изоляция» в Донецке, что на востоке Украины.
Денис Куликовский зашел в зал суда в сопровождении конвоиров. У него отдельное место – скамья подсудимых в стеклянной коробке (тюремные решетки здесь когда-то заменили на эти прозрачные стены, чтобы люди без приговора чувствовали себя комфортнее). В так называемом «аквариуме» подсудимый стоит с опущенной головой и не смотрит на журналистов, которые пытаются его сфотографировать. Большинство предыдущих заседаний за более чем три года для Дениса Куликовского проходили без публики. А вот послушать его приговор журналистов и общественность допустили.
Председательствующий судья Евгений Мартынов в течение шести минут оглашал приговор лишь с некоторыми из данных о подсудимом – фактами, имевшими ключевое значение для приговора.
Адские свидетельства из тюрьмы «Изоляция»
Денис «Палыч» Куликовский – уроженец Марьинского района Донецкой области, восточная Украина. С 2014 по 2018 год он якобы руководил тюрьмой «Изоляция», созданной сторонниками самопровозглашенной «Донецкой народной республики» (ДНР) после начавшейся при поддержке России войны в Украине в 2014 году.
Впервые о военных преступлениях «Палыча» рассказали пленники «Изоляции», которые вышли на свободу в декабре 2019-го. По их словам, главный палач Куликовский не просто руководил конвоирами, но и сам бил, пытал электрическим током, насиловал неестественными способами и практиковал другие виды издевательств над пленными украинцами. Очевидцы добавляют: «Куликовский часто пил, поэтому применял пытки также в нетрезвом состоянии».
«Там были пытки. Там был электрический ток. Там были постоянные избиения. Там мне поливали голову кипятком. Знаете что такое "керхер"? – спросил бывший заключенный Станислав Печонкин в интервью Свободному радио. – Это такой насос, такой прибор для мытья машин, который подает струю воды под большим давлением. Из этого они меня поливали на улице. На холоде. Очень неприятные, надо сказать, ощущения. Ну, это вот кое-что из того, что там было».
«Меня пытали электрическим током. Потом почему-то вставили мне катетер в районе сонной артерии, а к половым органам подключили провод, включили и потом выключили, не знаю, почему – может, большое напряжение не дали. Я потерял сознание, и помню, как тащили меня по лестнице. Четыре раза я "ходил на тапик, кофе попить"», – украинская общественная медиакомпания «Суспільне» процитировала Валерия Соколова, еще одного бывшего узника «Изоляции», который почти два года провел в заключении. («Тапик» – военно-полевой телефон, провода которого использовали для пыток, наматывая на пальцы рук, ног или гениталий. Куликовский перед началом пыток сначала предлагал чашку кофе).
Полный объем наказания и возмещение морального ущерба
В 2018-м оккупанты «ДНР» отстранили Куликовского от руководства тюрьмой, а впоследствии, якобы начали и его там подвергать пыткам. В 2021 году в Киеве палача задержали сотрудники СБУ. По словам Куликовского, он жил там с 2019-го. Тогда «Палыча» поместили в следственный изолятор, а на одном из заседаний, куда все же впустили журналистов, он сказал: «Все осознал, виновен, раскаиваюсь».
22 декабря 2023 года суд дал возможность Куликовскому сказать свое последнее слово перед приговором, однако он отказался что-либо говорить. Его признали виновным в совершении «террористического акта», «совершении преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступной организацией» и в «нарушении законов и обычаев войны». А вот по статье «торговля людьми» Куликовского оправдали.
«Фактически суд признал его виновным в совершении всех тех действий, которые ему инкриминировались органом досудебного расследования и прокурором. Однако, суд пришел к выводу о том, что один из составов инкриминируемых преступлений фактически охватывается составом другого уголовного правонарушения, поэтому по этой статье он не был осужден», – объясняет судья-спикер Шевченковского райсуда Марина Антонюк.
«В этом производстве 22 потерпевших. Это люди, которые подверглись пыткам и истязаниям во время их пребывания, их незаконного содержания в этой пыточной. Двумя потерпевшими в этом производстве были заявлены гражданские иски, и они были частично удовлетворены», – добавляет судья-спикер. Двум пленникам «Изоляции», которые пережили пытки, Куликовский должен будет возместить по 95 тысяч гривен (около 2 300 евро) и 400 тысяч гривен (около 9 700 евро) морального ущерба.
«Палычу» присудили 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Именно такое наказание запросила сторона обвинения. На лице бывшего коменданта «Изоляции» – никаких эмоций.
– Куликовский, вам понятно содержание приговора? – спросил судья.
– Да.
– Порядок обжалования понятен?
– Да.
Недовольство лауреатки Нобелевской премии Александры
Матвийчук
«Поскольку преступления были совершены во время действия так называемого закона Савченко, указанные положения закона применяются к этому лицу и время пребывания под стражей засчитывается с учетом одного дня содержания под стражей за два дня предварительного заключения», – говорит Антонюк. Таким образом, сидеть в тюрьме «Палычу» осталось около одиннадцати лет.
На оглашение приговора «Палычу» пришла правозащитница, нобелевская лауреатка Александра Матвийчук, которая документировала свидетельства людей, переживших издевательства в пыточной. По ее мнению, «Палычу» должны были бы присудить более суровое наказание. «Я правда не понимаю, почему государственное обвинение запросило всего 15 лет. Судья сейчас удовлетворил эту просьбу в полном объеме, но ч.2 ст.138 Уголовного кодекса предусматривает возможность запросить пожизненное. Я буду советоваться с адвокатами потерпевших и в целом относительно процессуальных нюансов. Я собирала показания людей, которые выжили в «Изоляции». По моему убеждению, это такие истории, которые указывают мне, что по совокупности совершенных преступлений он должен сидеть до конца своей жизни. Надо искать процессуальное решение», – комментирует она.
Адвокат одного из пленников «Изоляции» – журналиста Станислава Асеева – Олег Горбачев не согласен. «Суд удовлетворил в полной мере то, что запросил Офис генерального прокурора. Поэтому у нас нет возможности подавать апелляционную жалобу, поскольку больше мы не сможем запросить. То есть был вынесен приговор полностью в рамках того, что прокуратура подавала в суд. Давайте посмотрим на другие резонансные дела. Недавно был кейс по Пушилину, ему также запросили 15 лет заочно. Поэтому надо исходить из тех обстоятельств, которые есть. И для меня вообще очень важно, что хоть в какой-то форме этот приговор есть», – говорит адвокат.
Не заурядный судебный процесс
Государственного защитника Куликовского на судебном заседании не было. По словам Горбачева, он присутствовал на большинстве закрытых заседаний и ранее он просил оправдать «Палыча» по всем статьям. «Мы имеем такие пыточные в Оленовке [в оккупированном Россией Крыму], в Горловке [в Донецкой области]. Это показательно, чтобы те граждане Украины, которые изменили украинской присяге [господин Куликовский имеет украинский паспорт] увидели, что все же украинское правосудие рано или поздно их всех достанет. И очень важно, чтобы такие лица получили соответствующие уведомления о подозрении. Чтобы такие лица не оказались в иностранных государствах, кроме государства-агрессора», – продолжает адвокат Олег Горбачев.
«Для меня этот судебный процесс очень важен, – говорит Матвийчук. – Он должен был быть резонансным. Я понимаю, что сейчас очень много боли, и здесь нет много людей, которые пришли послушать [приговор Куликовского]. Но это не заурядный процесс, и, я думаю, Украина должна показывать, что она будет преследовать, находить и наказывать тех, кто пытает, насилует и убивает [украинцев]».
Этот репортаж входит в цикл публикаций о правосудии по военным преступлениям и подготовлен в партнерстве с украинскими журналистами. Первая версия этой статьи была опубликована на новостном сайте "Free radio" website.