В Украине осужден соратник Кадырова

Двенадцать уязвимых пациентов умерли в течение трех недель террора, с которым они столкнулись в первые дни российской оккупации. Они умерли в украинском психоневрологическом интернате, который находился под контролем российского полковника, приближенного к лидеру Чечни Рамзану Кадырову. 12 сентября Бородянский районный суд признал этого российского полковника – Даниила Мартынова – виновным в совершении военных преступлений и приговорил его к 11 годам лишения свободы, которые он будет отбывать в случае ареста.

Фотография, опубликованная 2 марта 2022 года в сети Х со следующим текстом: «Чеченские боевики на пути в Киев». Магомед Тушаев, лидер СОБР «Терек» [чеченского специального отряда быстрого реагирования], изображен слева. Даниил Мартынов, мужчина справа, ранее служил в подразделении ФСБ «Альфа» и сыграл ключевую роль в создании и подготовке чеченских ССО [сил специальных операций].
Фотография, опубликованная 2 марта 2022 года в сети Х со следующим текстом: «Чеченские боевики на пути в Киев». Магомед Тушаев, лидер СОБР «Терек» [чеченского специального отряда быстрого реагирования], изображен слева. Даниил Мартынов, мужчина справа, ранее служил в подразделении ФСБ «Альфа» и сыграл ключевую роль в создании и подготовке чеченских ССО [сил специальных операций].
5 минут 7Приблизительное время чтения

В 10 утра 26 февраля 2022 года Марина Ганицкая увидела, что под воротами стоит танк с буквой V и сфотографировала его. В первые дни вторжения россияне стреляли по окнам, чтобы люди не смотрели на них. Пока была связь Ганицкая делала публикации в Фейсбук, чтобы все знали, что здесь в интернате есть люди: «Вдруг убьют. Записала видео, чтобы осталось».

Ганицкая была директором Бородянского психоневрологического интерната в Киевской области, когда в феврале 2022 года около 400 жителей учреждения, среди которых были прикованные к постели пациенты и люди в инвалидных креслах, сотрудники, жители соседних домов и дети, стали заложниками российских оккупантов.

«Мы поняли, что это чеченцы» 

– 5 марта выбили ворота и ворвались во двор машинами, – рассказала она в суде. – Насколько мы поняли из того как они выглядели, это были чеченцы. Нас всех вывели. Обыскивали здание, угрожали, если найдут оружие или мы скрываем военных или тероборону, если мы нацисты, то мы будем казнены, убиты, взорвут нас, запугивали: «Вокруг все заминировано. Вы знаете, сколько времени понадобится, чтобы от вас здесь ничего не осталось?» или: «Мы сложим вас в коробку и отправим вашему президенту, потому что у вас в Киеве нацистское правительство, и мы пришли, чтобы сжечь ваше правительство».

Тогда было холодно, морозы 10-12 градусов, – вспоминала на слушаниях директор учреждения. – Раздевали подопечных наших на предмет татуировок. Думали, что это тероборона, а не подопечные о тех, кто внешне не похож на больных.  Я предупреждала, я умоляла, чтобы не стреляли. Я говорила: «Если вы видите много мужчин, то это просто больные люди, они, как дети, и просто я вас прошу не стрелять». Они: «Покажите нам детей». Я говорю: «Я не могу показать вам детей, потому что вы с оружием». Дети были у нас в отдельном подвальном помещении. Но говорили мне потом, что кто-то заходил из их военных в подвал, где были дети... Дети в основном все были аутисты. Такой диагноз, что ты за руку этого ребенка не всегда можешь взять.

Согласно показаниям, сотрудники давали солдатам ключи от дверей, но те не реагировали и выбивали двери ногами, заходили в комнаты, где лежали больные. При этом были не в балаклавах, все с открытыми лицами, большинство с длинными бородами, в новой, чистой, «элитной» форме и обязательно носили георгиевские ленты [используются в России для почтения воинской доблести]. 

Borodyanka’s psychoneurological hospice near Kyiv, Ukraine.
Вскоре после вторжения в Украину в феврале 2022 года чеченский батальон российских войск взял в осаду психоневрологический интернат в Бородянке и его пациентов в здании, расположенном примерно в 80 километрах от Киева, столицы Украины.

Даниил Мартынов, главный россиянин

Один из них был за старшего, не имел бороды и говорил на чистом русском, без акцента, отдавал команды и его все слушались беспрекословно. Позади него еще ходили 6-10 военных как охранники. Это был Даниил Мартынов. Он заметил, что люди очень напуганы и представился, сказал, что они не воюют с гражданскими, а пришли их освобождать. Заверил, что несет ответственность за своих подчиненных. Пообещал, что никто не пострадает, если люди не будут покидать территорию интерната, иначе это будет воспринято как диверсия и солдаты будут стрелять на поражение.

– Я показала ему одну комнату, дошла до второй и он передумал. По запаху было понятно, что там люди-инвалиды, старческий запах и люди в подгузниках. И он передумал: «Хорошо, давайте не будем травмировать, – пересказала в суде одна из сотрудниц, – выйдем на улицу и продолжим разговор».

«Поблагодарить президента России Путина»

Людей вывели на плац перед зданием интерната. По центру поставили директора. Впереди и сзади стояли военные, которые наводили на сотрудников оружие. Мартынов объяснил, что нужно записать видео и поблагодарить президента РФ Путина. Ганицкая удивилась: «За что?». Мартынов наклонился и очень спокойно ответил: «Как за что? За то, что вы живы».

«Сейчас запишем коротенькое видео, Марина, и тогда все будет хорошо у вас. И я вам могу пообещать, что больше ни одно стекло не упадет из ваших окон», – говорил Мартынов.

Женщина заплакала и Мартынов рассердился и сделал замечание, что надо улыбаться. Ганицкая попыталась имитировать улыбку и у нее начала дергаться щека. Мартынов тем временем скомандовал начинать съемку на мобильный телефон и стал говорить на камеру: «Я полковник российской армии, мы пришли не для того, чтобы убивать мирное население, а для того, чтобы освободить вас от нацистской власти», потом говорил о памятниках и о Дне победы. Через пару минут Мартынов развернулся и напомнил «...и Марина?», напоминая о ее выступлении. Женщина скороговоркой сказала: «Спасибо, что мы живы». Съемку прекратили, россияне были недовольны: перепуганная и заплаканная женщина не выглядела убедительно.

Ганицкая из-за волнения потеряла сознание и сотрудники приводили ее в чувство, опрыскивая водой. Россияне же покинули территорию интерната, но подопечным и работникам выходить запретили. 

Обстрелы и мины вблизи пациентов

По периметру интерната оккупанты разместили свою военную технику, из которой обстреливали близлежащие населенные пункты, – противотанковые установки, САУ и 40-ствольный «Град» на расстоянии 120-150 метров от здания и еще рядом заминировали поле.

Вероятно, военнослужащие РФ так надеялись избежать ответных обстрелов, ведь совсем рядом находились 400 человек мирного населения. В подтверждение этого прокурор приобщил спутниковый снимок от 11 марта 2022 года, на котором зафиксирован психоневрологический интернат в поселке Бородянка, а также объекты рядом, внешне похожие на военную технику и военные инженерные сооружения. Для сравнения на спутниковом снимке от 17 декабря 2019 года таких военных объектов не видно.

В интернате исчезли свет, вода, отопление и связь. Поэтому Мартынов разрешил людям выходить за ворота, чтобы набрать воды из колодца. Но все это происходило под прицелом автоматчиков, которые сидели в кустах. Также во дворе можно было разводить костер, чтобы готовить.

Слесарь вспоминал, как военные дважды привозили продукты. Ничего не говоря, просто заехали во двор и оставили 6 или 7 мешков продуктов, словно из какого-то местного магазина взяли. Другая сотрудница говорила, что однажды они привезли в интернат мешок сахара и мешок гречки, которые якобы передала церковь Московского патриархата. В другой раз сказали: «Дайте кастрюлю, мы дадим вам еды» и привезли какой-то рыбный суп и кастрюлю вареной гречки, которые, вероятно, остались у них с полевой кухни.

Самые уязвимые не смогли выжить

13 марта они разрешили людей из интерната эвакуировать. Вернувшись в начале апреля, Ганицкая заметила, что в их отсутствие в интернате жили оккупанты. Повсюду был беспорядок, в комнатах валялись российские пайки и фекалии, компьютеры были разобраны, а из бухгалтерии украли ноутбуки. Россияне выбили окна и двери, а в кабинете директора сделали в стене дыру.

За период оккупации в интернате умерло 12 человек. После возвращения тела перезахоронили, а на том месте во дворе высадили деревья. «Такой смертности у нас не было за такой короткий период», – констатирует Ганицкая. Работники учреждения называют причинами смертей стресс от сильных звуков взрывов, то, что было очень холодно, не хватало лекарств и медицинской помощи, у двух подопечных, вероятно, был инсульт.

Мартынов под санкциями США

Других военных, кроме Мартынова, очевидцы тех событий не узнали. «Глаза у него холодные и колючие. Потому что другие все на одно лицо. Мне давали еще фотографии, но они мне все одинаковые», – рассказала Ганицкая. 

Прокуратура установила, что Даниил Мартынов по состоянию на 24 февраля 2022 года занимал должность «заместителя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чеченской Республике». Ранее был помощником главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. До 2013-го служил в спецподразделении особого назначения ФСБ РФ «Альфа» и участвовал в обучении чеченского спецназа. С декабря 2020-го находится под санкциями в Соединенных Штатах Америки как лицо, нарушившее права человека.

После отступления из Киевской области Мартынов включился в боевые действия на востоке Украины. 8 мая 2022-го Кадыров опубликовал в Telegram видеоролик, как «дорогой брат» Мартынов отчитывается ему об «освобождении» города Попасная в Луганской области. 

В феврале 2023-го стало известно, что Даниил Мартынов как советник министра чрезвычайных ситуаций РФ в составе официальной делегации приезжал в Турцию для помощи пострадавшим от землетрясения. Украинская сторона направляла в Турцию запрос об экстрадиции, но на него не ответили.


Цей репортаж входить до циклу публікацій про правосуддя щодо воєнних злочинів і підготовлений у партнерстві з українськими журналістами. Перша версія цієї статті була опублікована на сайті новин  "Sudovyi Reporter" website.

Все наши статьи о: