28 февраля 2022 года в результате российского обстрела загорелся гипермаркет «Эпицентр» на окраине Чернигова, что на севере Украины. Столб черного дыма был виден из разных уголков города, сгорело более 22 000 квадратных метров площади. Через месяц после деблокады Чернигова, в мае 2022 года, место происшествия осмотрели эксперты Государственной экологической инспекции, чтобы оценить экологический ущерб. По их подсчетам, в атмосферу попало 17 опасных для человека химических веществ.
Общая сумма ущерба за обстрел «Эпицентра» оценивается в более 8 миллионов гривен (около 200 тысяч долларов), но в целом убытки, нанесенные российскими обстрелами окружающей среде в Черниговской области, сейчас достигают почти 26 миллиардов гривен (630 миллионов долларов), сообщил Сергей Жук, глава Государственной экологической инспекции.
После начала полномасштабного вторжения Министерство защиты окружающей среды Украины начало разрабатывать методику подсчета стоимости нанесенного ущерба. «Потому что такой же войны до этого не было, и опыта, соответственно, тоже. У нас есть средние коэффициенты расчета загрязнения. Но, чем больше объект, тем больше площадь повреждения», – говорит Жук.
Убытки, нанесенные экологии от войны, разделены на те, которые нанесены земле, воздуху, почве и воде. «Есть коэффициенты на площадь и на время горения. Может гореть сутки и больше, как "Эпицентр", – объясняет Жук. – Если есть объект, где было топливо, там применяется другая методика. Там используется не площадь, а тоннаж условного вещества. При сгорании тонны выделяется определенное количество веществ. Это все умножается и выдается цифра в деньгах».
Выделение 17 опасных веществ
Что касается пожара «Эпицентра» в Чернигове, то здесь убытки считали за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ в атмосферу. По словам начальника отдела государственного экологического надзора, обращения с отходами и опасными химическими веществами Игоря Михайлова, попасть на «Эпицентр» сразу после обстрела им не удалось, а руководства компании в то время не было в Чернигове.
«Нам понадобилось много усилий для того, чтобы связаться с руководством компании в Киеве. Только в мае 2022 года мы начали работу над объектом. В этом случае методика была на расчет вреда по трем направлениям горения: нефтепродуктов, лесов, зданий и помещений. Мы определили удельные показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу».
17 опасных веществ, попавших в атмосферу, были определены по стандартной методике, предварительно разработанной европейскими экспертами. «Уже есть устойчивый состав химических элементов. Какие вещества при горении на определенной площади или количества нефтепродуктов или леса выбрасывается в атмосферу. Только варьируется время горения, и это влияет на коэффициенты, по которым мы считаем. Варьируется также, какое это событие. Может быть обычный бытовой пожар, там одни коэффициенты или пожар во время вооруженной агрессии – другие. Именно во втором случае есть наибольший коэффициент загрязнения окружающей среды».
По словам Михайлова, расчет убытков от пожара «Эпицентра» в Чернигове был первым подобным в Украине. «Мы своевременно изучили данные методики, освоили их и пользуемся ими. Все материалы, расчеты, которые мы проводим, оперативно передаем в Черниговскую областную прокуратуру для того, чтобы они там оформляли и присоединяли это к уголовным делам против РФ».
Тошнота, головная боль, потеря сознания, риск заболевания раком
Пожар в «Эпицентре» по-разному повлиял на здоровье черниговцев. «Газы, которые выделялись во время пожара и превышали предельно допустимую норму, имеют влияние на психоэмоциональное состояние человека. Это вызывает хроническую усталость, снижает работоспособность, вызывает тошноту, головные боли и потерю сознания. Также они имеют канцерогенное действие, токсическое воздействие на дыхательную систему», – сказал Юрий Карпенко, эколог из Чернигова.
«Жители Бобровицы дышали тогда тем дымом, весь Чернигов дышал. Плюс выпили воды, которая также загрязняется. Наше здоровье в любом случае ухудшилось. Измерить это трудно, потому что можно измерить только то, что замеряли на старте. Но не было такого способа в начале полномасштабной войны», – объясняет Сергей Жук. Он считает, что, если бы Российская Федерация компенсировала их, эти средства можно было бы использовать для улучшения экологической ситуации в Черниговской области. «У нас есть экологический фонд. Он составляет около 15 миллионов гривен в год (360 000 долларов). И поэтому, если бы нам удалось выиграть хотя бы десятину от общей суммы убытков экологии, а это свыше 25 миллиардов гривен – было бы все равно в разы больше, чем экологический фонд всей области, – говорит он. – Эти средства мы могли бы использовать на строительство солнечной электростанции или ветряной. Распределить на общины, чтобы они выполнили модернизации водоканалов, тепловой генерации и закупили другое современное оборудование, которое использует Европа и Америка».
Процесс исследований и расчетов
Все исследования и все расчеты относительно ущерба экологии во время войны делают на месте, то есть в Чернигове, рассказал Сергей Жук. «Наша лаборатория полностью аккредитована на все те вещества, которые мы имеем. Есть несколько способов работы, когда нужно исследовать объект после попадания снаряда или ракеты. Один из них – это привлечение экоинспекции в рамках уголовного производства. Когда возбуждено уголовное дело, то экологическую инспекцию привлекают для оценки, в том числе и экологического ущерба».
Однако на практике этот метод почти не используют из-за того, что он требует много времени, говорит начальник областной экоинспекции. «В рамках уголовного производства сначала разбираются с ликвидацией. Далее – это безопасность разминирования, осколки. И в это время подключаются службы уборки и так далее. И поэтому, если бы мы ждали, пока все это очистят, то нам уже там делать почти нечего было бы. Поэтому мы имеем право выехать по специальному алгоритму, который был разработан в рамках приложения "ЭкоУгроза"», – объяснил он.
Это экоприложение позволяет любому человеку внести сведения в специальную электронную базу и сообщить о любом экологическом преступлении. Оно срабатывает на всю Украину, далее распределяется по областям. Получив такое электронное обращение, представители власти имеют право выезжать на объект и осуществлять забор проб, замеры, фотографии. «При одном условии, что нас туда допустят или военные, или Государственная служба чрезвычайных ситуаций. Затем делаем исследования, расчет и направляем результаты в прокуратуру для приобщения к материалам дела», – отмечает он. По словам Сергея Жука, количество специалистов зависит от сложности объекта.
Как рассказала руководитель отдела инструментально-лабораторного контроля Госэкоинспекции Ольга Шедько, больше всего в результате обстрелов загрязняется почва. Ее анализ проводят в лаборатории. Обычно он длится около двух недель. Она отмечает, что до полномасштабного вторжения с подобными видами загрязнения не сталкивались, поэтому первые месяцы было сложно проводить исследования.
«Мы искали информацию в открытых источниках. Действительно, это очень трудно определить, что ты можешь, что не можешь. Мы понимали, что, например, много пиротехнических смесей содержит нитрофенол, нитроглицерин, тротил. Поэтому мы исследовали азотную группу. Если это разливы горюче-смазочных материалов, то это также утечка технических жидкостей, это также очень вредно. Плюс, когда происходит разрушение военной или бронированной техники, это утечка кислот, которые могут содержаться в аккумуляторах», – добавила она.
Ожидать ли Украине экологических репараций?
В настоящее время создан Реестр убытков для Украины, который начал работать со 2 апреля 2024 года в Гааге. В марте 2024 года Реестр открыл свой офис в Киеве и начал прием заявлений в категории повреждения или уничтожения жилой собственности и ряда других категорий. «В будущем ожидается возможность приема заявлений еще по ряду категорий убытков, среди которых и вред, причиненный окружающей среде и природным ресурсам, разминированием и очисткой от неразорвавшихся боеприпасов», – говорится на официальном сайте Реестра.
«Учитывая, что вооруженный конфликт в Украине имеет международный характер, оценка нанесенного ущерба, вреда окружающей среде и вины в этом лиц будут устанавливаться международными судебными учреждениями на основании собранных доказательств. По результатам осуществления и подтверждения таких убытков будет принято решение о возможном возмещении и восстановлении пострадавших территорий и окружающей среды», – сообщили в Генпрокуратуре.
Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины отмечает, что по выплатам репараций существует международно-правовая основа по войне в Украине и международной ответственности России за ведение агрессивной войны. А как лучше всего достичь этого, зависит от заинтересованных сторон и степени поддержки Украины и жертв войны со стороны международного сообщества.
Экоцид или военное преступление?
Экоцид – это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение других действий, которые могут повлечь экологическую катастрофу, – говорится в статье №441 Уголовного кодекса Украины. Виновным в экоциде грозит от 8 до 15 лет лишения свободы. «Это одно из самых сложных с точки зрения доказывания преступлений, поскольку его определение характеризуют понятия, которые на сегодняшний день не определены законодательством. Это такие понятия, как "массовость", "отравление", "экологическая катастрофа", – говорит начальник отдела расследований военных преступлений против окружающей среды Офиса Генерального прокурора Владислав Игнатенко. – В то же время, фиксируя последствия военных действий мы используем международные договоры или международное гуманитарное право (так называемое право вооруженных конфликтов), которыми установлены правила ведения войны и которыми, в частности, предусмотрено, какие действия являются их грубым нарушением. То есть военными преступлениями против окружающей среды, – добавляет он. – Характеристики таких военных преступлений против окружающей среды, которые предусмотрены международным гуманитарным правом, в совокупности с украинским законодательством дают юридические основания для привлечения к ответственности за совершение на территории Украины "экоцида"».
Но пока следователи не считают вред, нанесенный окружающей среде во время войны, экоцидом.
Однако, «украинские суды рассматривают дела о военных преступлениях, в том числе против окружающей среды», – отметил Игнатенко. Черниговская областная прокуратура расследует пожар в «Эпицентре», вызванный российским обстрелом, по статье 438 Уголовного кодекса как нарушение законов и обычаев войны. Согласно информации компании «Эпицентр», уголовное производство по данному факту сейчас находится на стадии досудебного расследования. В «Эпицентре» также отмечают, что не подавали иск в суд или заявление в Реестр убытков. Сейчас компания восстанавливает разрушенные магазины по всей Украине. В том числе и на окраине Чернигова. Его реконструкцию планируют завершить до конца ноября 2024 года.
Этот репортаж входит в цикл публикаций о правосудии по военным преступлениям и подготовлен в партнерстве с украинскими журналистами. Первая версия этой статьи была опубликована на новостном сайте « Suspilne ».